Первые шаги ребенка
Первые шаги ребенка
Ваш ребенок уже не такой маленький и беспомощный, каким он казался полгода назад. Ребенку в 9-11 месяцев трудно усидеть на месте, когда вокруг столько всего непознанного, интересного и манящего. Ведь теперь доползти до шкафа с баночками и провести там ревизию не составляет никакого труда. И именно сейчас ваш малыш готов сделать свой первый шаг. Как помочь ему? Как научить ребенка ходить?
Перед тем как сделать первый шаг ребенок старательно подготавливается, встает и садится, встает возле опоры и движется вдоль нее, потом малыш с удовольствием ходит держась и толкая впереди себя каталку или коляску. К 11-12 месяцам многие малыши уже уверенно преодолевают небольшие расстояния в комнате, любят, когда родители с ним играют и ему нужно от мамы перейти к папе. К году большинство карапузов уже самостоятельно встают без опоры и ходят без чьей либо помощи. В 14 месяцев почти все малыши свободно переходят из сидячего положения в положение стоя, переступают через препятствие, с удовольствием взбираются на невысокие диваны и стульчики, с поддержкой поднимаются по лестнице и самостоятельно ходят.
Правила «первых шагов» для родителей
Вы можете помочь своему ребенку в освоении первых шагов. 10 несложных правил помогут вам подготовить малыша к первому в жизни шагу, такому важному и удивительному.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый год ребенка – старт в жизнь
Готовность ребенка
Как бы вам не хотелось, чтобы ваш малыш начал как можно раньше ходить, торопить и подгонять его не нужно. Опорно-двигательный аппарат ребенка формируется постепенно, поэтому он должен быть готов к предстоящим нагрузкам. Пусть ребенок хорошо освоит технику ползания, так как именно ползая у ребенка формируются и совершенствуются все опорно-двигательные функции, а также укрепляется мышечная система. Для ребенка хождение очень большой труд, требующий больших затрат энергии, поэтому не увлекайтесь слишком ранним «шаганием».
Пользуемся любознательностью
Заинтересовывайте ребенка, стимулируйте его желание к хождению. Сделать это не так уж и сложно, ведь малыши такие любознательные. Если ваш ребенок на четвереньках, привлеките его внимание, чем ни будь интересным, что находится выше уровня его глаз. Когда малыш встанет, переместите предмет подальше в сторону. Так чтобы у малыша появилось желание шагать к цели. Помогите своему крохе, сделав для него «пешеходную дорожку», чтобы ребенок мог держаться за опору и проходить по комнате. Пусть малыш идет, держась за диван, потом за стул, за еще один стул, кресло… Поначалу пусть расстояния между опорами будут минимальны, а со временем вы будете увеличивать расстояния между предметами мебели, тем самым поощряя малыша к самостоятельному хождению.
Когда ребенок только начинает совершать свои первые шаги, постарайтесь поддерживать и страховать его, исключая падения. Иногда дети после неудачного падения боятся ходить и потом долгое время отказываются от попыток хождения. Хвалите своего «ходунка» за любые, даже самые маленькие успехи, так вы только стимулируете и усиливаете его желание к хождению.
Подражание
Дети очень любят подражать и копировать поведение, повадки других малышей. Поэтому чаще гуляйте с ребенком в парках, где есть много ходящих, бегающих деток. Рассказывайте ребенку, комментируйте действия других деток – «Мальчик бежит», «Девочка идет».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воспитание ответственности
Самостоятельность
Постарайтесь не использовать ходунки. Многие дети после ходунков отказываются от самостоятельного освоения хождения, потому что это очень большой труд, а в ходунках трудиться не надо. Также и не стоит увлекаться тренировкой хождения, держа ребенка под мышки. В обоих случаях возможно развитие неправильной осанки у малыша, деформации стоп, голени и смещению центра тяжести.
Наилучший вариант – это «вожжи» и всевозможные каталки, которые можно катить впереди себя. Поддерживайте своего ребенка за предплечья и кисти рук или за одну руку, можно придерживать за капюшон. Главное следить, чтоб ребенок не прогибал спину и не заваливался вперед.
Больше двигаемся
Постарайтесь на прогулке как можно меньше держать малыша в коляске, используйте коляску только как транспорт до места назначения. В парке или на детской площадке поощряйте ребенка к движению, ходьбе, играм с детьми. Независимо от пола практически все детки любят катить перед собой игрушечную коляску, а также всевозможные каталки на палочке. Играя и находясь в потоке активного движения на детской площадке, ребенок быстрее учится ходить и бегать.
Не забывайте про массаж. Массаж очень полезен для всех систем детского организма. Ежедневно самостоятельно проводите легкий сеанс массажа своему крохе, также можно обратиться к специалисту.
Босые ножки
Пока ваш малыш не научится хорошо стоять на ногах и уверенно ходить, не надевайте ему обувь, потому что, это может повлиять на правильное формирование изгиба стопы. Пусть дома ребенок ходит босиком. Хождение босиком полезно не только для правильного формирования стопы, но и является элементом закаливания и правильного развития ребенка, ведь на стопах находится множество нервных окончаний и воздействие различных поверхностей стимулирует их. Также можно одевать малышу специальные носки с прорезиненной подошвой, что послужитпрофилактикой плоскостопия у ребенка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Профилактика детских неврозов
Падения
Когда ребенок учится ходить, то неотъемлемой частью этого процесса становятся падения. И как бы пристально вы за ним не наблюдали и не отходили от него не на шаг, падения все равно будут случаться. Поэтому самое главное для вас, дорогие родители, это правильное отношение к падениям. Главное что бы вы ни боялись и не ограничивали ребенка в движении. Дети очень чутко чувствуют ваш страх, и это может сказаться на их желании дальше продолжать обучаться самостоятельной ходьбе.
Постарайтесь во время падения ребенка сильно его не одергивать и не хватать, дабы не нанести еще больший вред.
Первые шаги. Как научить ребенка ходить?
Свобода движений
Ребенку нужно совершать намного больше разнообразных движений, чем взрослому, поэтому поощряйте ребенка к движению. Пусть малыш ползает, лазает, преодолевает препятствия и преграды. После падения пусть ребенок сам встанет, так он будет учиться вставать из разных положений.
Играйте с ребенком, вы можете вместе с ним ползать, залазить и слазить с дивана, лестницы, горки. Дома организовывайте для ребенка различные «полосы препятствий». Подушки, коврики, валики, игрушечные кубики, пуфики – все это вы можете использовать для создания развивающей среды для ребенка.
Научите малыша слазить с дивана, и пусть тренируется на здоровье, залазив и слазив с него.
Безопасность
Осмотрите свое жилище и сделайте его максимально безопасным для юного исследователя. Уберите подальше все бьющиеся предметы, напольные вазы, которые малыш может перевернуть, обезопасьте острые края мебели специальными мягкими уголками, для шкафов можете использовать блокираторы дверей.
Позаботьтесь о безопасности вашего жилища и дайте малышу свободу движения, совсем скоро первый шаг превратится в уверенную, красивую походку!
Всегда ли «стелить соломку»?
Как только будущая мамочка видит на тесте две полоски, она начинает заботиться о безопасности своего малыша: правильно питается, бросает вредные привычки, сдает вовремя анализы и проходит нужные обследования. Что уж говорить о том времени, когда ребенок родился, начал активно познавать окружающий его мир, стал ползать, ходить и интересоваться всем вокруг.
Волноваться о благополучии детей естественно для родителей. Природная тяга маленьких непосед к открытиям и экспериментам настолько сильна, что тут не помогут простые запреты и объяснения. Элементарные меры предосторожности, принятые родителями в период активного развития, могут не только уберечь малыша от травм, но и спасти ему жизнь.
Однако по мере взросления ребенка у слишком оберегающих свое чадо родителей появляется риск вырастить «тепличного» ребенка.
Так всегда ли оправдана чрезмерная опека? В каких случаях она жизненно необходима, а когда сама может нанести вред?
Потенциально опасные ситуации, требующие особой бдительности родителей
Высота
Уже с 3-4 месяцев ребенок может активно двигаться, переворачиваться и передвигаться. Задача родителей в этот период не оставлять малыша без присмотра на пеленаторе или любой другой мебели.
Подросшего непоседу важно научить правильно слазить с дивана, кровати и кресел. Если в доме есть лестница, балкон или лоджия, необходимо закрыть ребенку к ним доступ, установив специальные детские барьеры. Эти ограждения надежно защитят ребенка от падения. На ручки окон нужно установить замки, а возле подоконника не должна стоять мебель, на которую ребенок мог бы залезть.
Высокие температуры
Батареи центрального отопления и камин лучше прикрыть защитными экранами или ограничить к ним доступ с помощью ворот безопасности. Решетку или экран необходимо установить и по периметру плиты на кухне. Для электрического чайника придется поискать безопасное место или его можно заменить на обычный.
Электрический ток
Как только ребенок пополз, необходимо закрыть все розетки специальными заглушками, максимально убрать шнуры от электроприборов и провода.
Колющие, режущие и бьющиеся предметы
Конечно, все ящики в доме закрыть невозможно, однако действительно опасные предметы необходимо убрать под замок за пределы детской досягаемости. А любопытному крохе можно выделить отдельный ящик с игрушками и безопасными для него вещами. Не стоит оставлять стеклянную посуду, ножи, ножницы на краю мебели, так как ребенок может до них дотянуться.
Бытовая химия и лекарственные препараты
Это тот случай, когда излишняя внимательность не повредит. Бытовая химия и лекарства при случайном проглатывании ребенком, несут угрозу здоровью и жизни малыша. Поэтому все бутылочки и баночки должны находиться в недосягаемом месте под надежным запором.
С другой стороны, привыкнув заботиться о малыше в первые годы его жизни, многие родители слишком опекают ребенка и в дальнейшем, многое запрещают, строго наказывают за малейшую оплошность или, наоборот, слишком потакают капризам.
Родители забывают, что ограничивая свободу малыша, чрезмерно вмешиваясь в его жизнь и развитие, они делают большую ошибку. Гиперопекой мамы и папы лишают ребенка самостоятельности, не дают ему своевременно приобрести необходимые для жизни опыт, умения и навыки.
Причины перерастания родительской бдительности в гиперопеку:
2. Негативный детский опыт самих родителей.
3. Стремление родителей к перфекционизму.
4. Чрезмерное беспокойство о безопасности ребенка.
У слишком заботливых и привыкших все держать под контролем родителей, дети чаще страдают от тревожности и депрессий. Кроме того им сложнее устанавливать связь с окружающими и управлять своей жизнью в старшем возрасте.
Негативные последствия чрезмерной опеки
1. Слишком опекаемый ребенок может начать лгать родителям, становится упрямым и скрытным.
2. Под натиском постоянного контроля и недоверия ребенок теряет способность к инициативности, привыкает перекладывать ответственность и решения на других.
3. Малыш испытывает страх перед неизведанным и новым, становится менее активным в играх.
4. Гиперопека вызывает обиду на родителей и зависть к другим детям, которым дана большая свобода.
5. Во взрослом возрасте возникает сложность в общении между родителями и ребенком, отсутствует доверие.
Общение – вот лучший способ вырастить здорового полноценного человека. С раннего детства с ребенком надо обсуждать правила безопасности дома, на улице, в школе, в транспорте, используя истории из жизни подходящие к ситуации. При этом важно не запугивать, а повторять эти правила с ребенком, задавать ему вопросы, чтобы выяснить правильно ли он все усвоил.
Каждое неловкое падение и плач ребенка – это не сигнал к действию, не стоит сломя голову бежать к малышу, если он шлепнулся на попку или решил погреметь кастрюлями. Детский мир полон мелких неприятностей и расстройств, которые должны произойти, чтобы ребенок извлек из них урок. Необходимо поощрять ребенка искать выход из сложной ситуации, направлять его и поддерживать.
Лучшими воспитателями становятся те родители, которые, устанавливая свои правила поведения, остаются друзьями своим детям. Обеспечивая своему ребенку безопасное детство, даря ему свою любовь, не ограничивая при этом его возможности развиваться, можно подготовить малыша к самостоятельной взрослой жизни и не волноваться за его будущее.
Ребенок упал с дивана что делать?
Nursem
А малому хоть бы хны. Встал, поплакал и дальше пошел Так что мы на этом тоже и успокоились.
#202
Фрутомама
Моя мама говорит, чтобы ребенок реже падал на затылок — может развиться близорукость. Никто не слышал про это?
Моей дочке уже 1 год и 2 месяца — падали с кровати раз 8.
Nursem, а вы наверное сидите в обнимку с ребенком целыми днями и ничего по дому не делаете? Все детишки падают, это закономерность. И не надо осуждающе комментировать.
#203
Калерия
Сообщение отредактировал Aaliyah: 11.01.2010, 20:43:17
#204
Darya77
#205
Калерия
а диганоз какой поставили? нет сотрясения?
желаю скорейшей поправки сыну! и больше не ругаться с мужем!
Сообщение отредактировал Aaliyah: 11.01.2010, 22:55:28
#206
Nursem
Nursem, а вы наверное сидите в обнимку с ребенком целыми днями и ничего по дому не делаете? Все детишки падают, это закономерность. И не надо осуждающе комментировать.
#207
Nursem
Мой сынишка сегодня подскользнулся вместе со мной и упал во дворе.
вот этого я тоже сегодня боялась больше всего — как бы идти с ребенком на руках и не подскользнуться, упасть? ужас, тротуары так выборочно чистят
#208
imprezochka
ммм.. вот интересно, а как ребенок научится понимать, что край кровати — это опасность?
может проще этому научить, чем быть привязанным к ребенку?
моя дочь уже в 6 мес знала слово "бууууух".
это означало, что бух и мало не покажется.
работало на 100%
#209
Калерия
вот этого я тоже сегодня боялась больше всего — как бы идти с ребенком на руках и не подскользнуться, упасть? ужас, тротуары так выборочно чистят
#210
Zig Zag
Мой сынишка сегодня подскользнулся вместе со мной и упал во дворе. Стукнулся головой, точнее лбом. Поплакал. Я снегу приложила. И вроде нормально. А через 1,5 часа стал себя плохо чувствовать: голова заболела, тошнота и почему-то живот заболел. Вобщем мы свозили сына в травматологию, нейрохирург его осмотрел, направил на рентген. Рентген без паталогий. Сказал, что в таких случаях они госпитализируют деток на 10 дней! Лечение таблетками. Мы написали отказ, сказали дома будем лечиться, соблюдать постельный режим. Вот так. Еще и с мужем повздорили, по поводу надо ли сразу везти делать ребенку рентген. Муж настаивал на том, чтобы один день понаблюдать за ним дома. Но я настояла на своем.
Надеюсь обойдемся без последствий в будущем.
Знаю со слов директора КСК, что если Вы упали во дворе через суд они возмещают ущерб, а если вне двора там уже город, поэтому город чистят, а во дворах такое такое и творится . Наш двор кстати песком посыпают.
По поводу падений. Массажистка месяцев 7-8ми уж не вспомню точно уделяла время, чтоб научить ребенка слазить с дивана. Для этого она выкладывала сына как раз на угол дивана и учила его сползать. Сейчас нам 1.5 слазиет даже соннный. ТТТ
#211
Калерия
Комментарии (11) к статье “ Первые шаги. Как научить ребенка ходить? ”
Жду не дождусь, когда мой младшенький сделает первые шаги. надеюсь, что очень пригодятся Ваши советы.
Очень полезные и подробные советы для молодых мам.
Вот сейчас, как раз, этим мы и занимаемся – шлепаем босыми ножками. Пока, преимущественно, по диванам, держась за спинки и родительские ручки)))
Мой сынок выше меня на две головы уже, а эти первые шажочки помню очень хорошо, вот стулья надо убирать, даже тяжелые, – роняют…
Ой, как вы все подробно расписали. Спасибо)
К “залазить” и “слазить” я уже как-то попривыкла, но “залазив и слазив” – это просто шедевр.
Чтобы научить ребенка ходить самостоятельно в фирме Чикко есть очень нужная каталка «Паровозик», с помощью которой ребенок с интересом будет проводить время с пользой. Игрушка с первых дней привлекла внимание малыша. На самом деле, паровозик оказался очень многофункциональным: на нем можно ездить, совершать первые шажочки, прятать игрушки, с интересом открывать и закрывать крышку контейнера, нажимать кнопочки на руле, любоваться как мигают огонечки и играет музыка. Что касается технического состояния, то паровозик каталка Chicco выполнен из плотной высококачественной пластмассы, от которой не пахнет токсичными запахами. Каталка легкая, но при этом устойчиво держится на колесиках, что гарантирует безопасность малыша при передвижении. Все детали игрушки выполнены симметрично, плотно крепятся между собой.
Первое время малыш использовал игрушку только как музыкальную. Подползал к ней, вставал и нажимал кнопочки, которые воспроизводили детские мелодии. Кстати говоря, мелодии не раздражают нервную систему родителей, что очень важно в музыкальных игрушках и являются забавными для малыша. Когда малыш чуток повзрослел, мы начали присаживать на паровозик, малыш продолжал с интересом нажимать, ковырять кнопочки. Малыш развивается, и у него появилось новое занятие – это самостоятельно залезать и слезать с паровозика, еще чуть-чуть и научился сидя переставлять ножки, тем самым самостоятельно передвигаться по квартире. А когда стал увереннее держаться на своих ножках, то катал игрушку впереди себя, держась за спинку сидения, тем самым делая первые шажочки, падая и снова поднимаясь. Данную модель также можно использовать как каталку на веревке, чтобы разнообразить занятия ребенка. Наш малыш в процессе игры любит открывать и закрывать крышку контейнера, в котором может спрятаться не одна детская игрушка.
А зачем учить ходить -ребенок видит как ходят родители и сам копируя учиться ходить
Мы сделали свои первые шаги с каталкой в 9 мес)). Ходунки оказались хорошие помощники в физическом развитии! А у нас еще и ходунки трансформеры Chicco 123, которые переделываются в каталку и “квадрацикл”! Малыш рассекает в них по дому уже в 3 положении каталки, улучшая координацию движений! Катаясь на каталке укрепляется костно-мышечная система. Можно сказать первый тренажер для ребенка от 6 мес! Мы в восторге!
Шалом!
Слава и Хвала Господу Богу,Который искупил нас Своей Кровью и победил смерть для нас!
Нам не нужны ни свечки ни иконы ни жесты.только своими устами с верой в Всемогущего!
Взывайте к Нему через не хочу,через крик и слёзы о исцеление и спросите за что и Милостивый откроет для уменьшения пропасти и просите прощении за попытку своими силами и грехи что помните и не помните и не раскаяние проклятья предков!
Потому что дьявол – нам враг очень не хочет нашего обращения к Господу Богу,
Спасителю нашему,Который нам ничего не должен,любит нас по Своей великой милости!
И в общении с Господом принимайте Его Любовь к людям,Мудрость Духа Святого отличать ложь от Истины!
И призывая Имя Йешуа-Спасителя и Силу Искупительной Крови Господа отменить своими устами доступ дьявола через грех и проклятья и провозглашать исцеление,здоровье и побеждать смерть!
Где гарантия,что в вашей жизни не придёт отчаяние и не понадобится чудо!
Радость в Господе,сила наша!
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
(Матф.5:4)
Боже!Да будет Твоя,Совершенная воля!
У Тебя все времена и сроки!
Еврей не нация,а из Библии странник Божий,а Израиль из Библии одолевающий людей Властью и Любовью Божьей,а иудей дослов.перевод праведно славящий Господа Бога!Кто называется,кого называют и кто на самом деле не одно и тоже!
Добрый вечер! Только увидела ваш комментарий. Очень интересно почему вы написали его? Я только сегодня после долгого перерыва разместила на сайте статью – https://kotulskaya.ru/novosti/istoriya-rozhdeniya-solomii/ – это моя реальная история-свидетельство о чудесах нашего Господа!
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
В каком возрасте нужно приучать ребенка спать одному
Прежде чем начать беспокоиться о том, как научить ребенка в 1 год или другом возрасте засыпать самостоятельно, нужно понять, готов ли он к этому. Здесь все зависит от его физиологического и психоэмоционального состояния. Некоторые дети, которые привыкли к режиму и которых ничто не беспокоит, готовы спать в одиночестве уже в раннем возрасте. Гиперактивным и легковозбудимым малышам для этого может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Специалисты рекомендуют начинать приучать ребенка к самостоятельному сну уже с рождения. Исследования показали, что дети в возрасте 1,5-3 месяцев гораздо быстрее привыкают засыпать без помощи родителей. Если ребенок к 1 году уже привык спать один, ни в коем случае нельзя нарушать эту традицию. Как правило, детей, которые до 1-1,5 лет спали в одиночестве, а затем изменили режим, невозможно отучить от родительской спальни почти до 5-6 лет.
Питание и отдых
В большинстве случаев в возрасте десяти месяцев мамы, практически полностью, заменяют грудное кормление обычными продуктами, постепенно ребенок переходит на взрослый стол. Вскармливание грудью можно оставить перед сном или после отдыха, а также, заменить им сок или воду. Как правило, в сутки дети потребляют не больше, чем 700 грамм молочных продуктов, это утренний или вечерний прием молока или смеси, одно кормление составляет 250 мл.
Но если мама продолжает кормить грудью ребенка, то днем – это 4 или 6 полноценных и коротких прикладываний, ночью особенно активно дети кушают между 3 и 8 часами. На протяжении дня малыш трапезничает вместе с родителями, разве только между приемами пищи может что-то жевать. До полуторагодовалого возраста малыш самостоятельно управляет грудью во время вскармливания, может вынимать и снова брать в рот, а также теребить ее или менять свою позу.
В этот период детский организм нуждается в витаминах, минералах, белках и жирах, поэтому мама должна подумать о том, чтобы питание ребенка было сбалансированным и легко усваивалось. Жареные блюда пока не входят в детское меню, лучше варенные или приготовленные на пару продукты, если у малыша есть зубки, можно давать ему небольшие кусочки пищи, например, картофель или фрукты, такие, как банан или персик. Это позволит развивать жевательные навыки у крохи, теперь его еду можно готовить не с помощью блендера, а простой вилкой, так получится не слишком мелкое пюре, и мама, также продолжает знакомить ребенка с новыми продуктами.
Как правило, отдых у детей до 1,5 года не меняется, они спят ночью по 10 часов, а днем два раза максимум по 2 часа. Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому, кто-то будет ложиться и вставать рано, а кто-то, наоборот, поздняя птичка. Родителям в этом деле остается приучать ребенка к режиму, правильно питаться и спать, тогда он не будет быстро уставать и кушать с аппетитом.
Это время, когда малыши самостоятельно пытаются ходить, они отлично стоят с опорой и могут вдоль нее двигаться, именно в этот период можно учить малыша залазить на диван и правильно с него слазить. Родители могут учить ребенка переходить или переползать различные препятствия, конечно, с поддержкой мамы. Можно научить малыша подниматься и спускаться по ступенькам, лазить в специальных тоннелях, детских, а можно такие конструкции сделать самостоятельно из домашних предметов.
Ребенок может и не ползать, но это не повод расстраиваться, просто малышу интереснее играть с небольшими предметами, это все индивидуально, и такое проявление может сохраниться в старшем возрасте, дите будет наблюдательным и терпеливым, усидчивым и рассудительным. Многие дети вообще пропускают этап ползанья и начинают сразу ходить, используя мамину поддержку для начала, а потом и самостоятельными силами.
Родители не забывают про ежедневные водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, как минимум, 2 часа каждый день. Что касается погодных условий, то малыша следует одевать таким образом, чтобы не случилось переохлаждения или теплового удара, летом необходимо защищать его от попадания прямых солнечных лучей, а осенью и весной от холодного сквозняка.
Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание
Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.
Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.
Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.
Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.
Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!
Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется. Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.
Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?
Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).
Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.
Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».
«Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.
«Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).
«Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.
«Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.
«Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.
«Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.
Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:
Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.
Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:
«Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).
«Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).