Кто такой повар-кондитер и как им стать
Кто такой повар-кондитер и как им стать
Кто-то чаще, а кто-то реже, но все мы любим полакомиться различными кондитерскими изделиями. Мармелад и зефир, пирожные и конфеты, торты и десерты. Всё это производят мастера кондитерского искусства. Сладости всегда пользуются высоким спросом, поэтому специалисты, которые владеют профессией повара-кондитера и кондитера, на рынке труда Украины достаточно востребованы. Высокий спрос влечет за собой хорошую оплату труда. А молодых людей, заинтересованных получить специальность повара-кондитера, волнуют вопросы: «Кто такой повар-кондитер?» и «Сколько учиться на повара-кондитера?»
Особенности профессии
Оценивая профессию повара-кондитера, важно обратить внимание на особенности данной профессии, ее отличия от смежных специальностей.
Пекарь-кондитер занимается изготовлением кондитерских изделий из теста. Суть работы кондитера заключается в том, что он умеет не только приготовить различные виды изысканных сладостей, но и художественно украсить их с использованием начинок и кремов. Повар-кондитер зачастую специализируется на приготовлении десертов. Главной особенностью его работы является то, что многие специфические операции работник делает вручную. Например, разделывает полуфабрикаты, готовит и окрашивает крем, смазывает начинкой слои. Также мастеру кондитерского цеха необходимо уметь использовать разнообразное оборудование, механизмы, приспособления, печи и духовые шкафы для выпечки, учитывая в работе все необходимые условия техники безопасности.
Противопоказанием к обучению кондитерскому искусству может быть состояние здоровья: наличие аллергических реакций и проблемы в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы. Состояние здоровья будущего мастера кондитерского дела имеет большое значение. Кондитерам приходится работать со значительным количеством продуктов питания, которые имеют свои специфические запахи. Хорошее обоняние является одним из профессиональных качеств будущего повара. Зачастую труд кондитера сопряжен с воздействием высоких температур, повышенной влажности. Обязанности предусматривают интенсивные условия работы, большое количество операций, которые необходимо делать вручную.
Обучение профессии
Получить профессию кондитера несложно. Для этого можно поступить в училище или профессиональный лицей. Абитуриенту могут предложить собеседование, чтобы выяснить мотивы поступления в данное учебное заведение. На базе 9 классов учеба длится 3 года; на базе 11 классов — год или полтора, в зависимости от количества часов учебной программы и производственной практики. В ПТУ предлагают бесплатную учебу по специальностям: кондитер, повар-кондитер, пекарь-кондитер. Возможно также обучение на условиях контракта. После окончания училища или лицея выпускник получает первый квалификационный разряд и может работать под руководством опытного мастера-кондитера, продолжая практическое обучение азам кондитерского творчества.
Для поступления в колледжи пищевой промышленности абитуриенту после 9 класса необходимо сдать экзамены по математике и украинскому языку. Обучение длится три с половиной года на бюджетной или платной основе. В ходе учебы студенты получают обширные знания и практические навыки по изготовлению различной пищевой продукции, в частности кондитерских изделий. По окончании колледжа молодой специалист получает право работать поваром-кондитером, но при этом он имеет более высокий разряд, чем выпускник училища.
Выпускникам, получившим какой-либо разряд по специальности повар-кондитер, важно не упускать из вида творческий момент в своей работе. Чтобы достичь высочайшего профессионализма, ученику-кондитеру понадобится не только трудолюбие, терпение и ежедневная практика. Необходимо работать над развитием художественного вкуса, стремясь к новшествам и изобретательности. Мастер по изготовлению кондитерских изделий с тончайшим умением подбирает рецептуру, технологию, размер и оформление таким образом, что изысканная сладость становилась в своём роде высокохудожественным шедевром.
Сколько зарабатывает повар-кондитер
В поварах-кондитерах нуждаются предприятия общественного питания, фабрики, комбинаты полуфабрикатов, учреждения отельно-ресторанной сферы. Оплата труда зависит от региона, места работы и профессионализма работника. По статистическим данным сайтов поиска работы средняя зарплата повара-кондитера в августе 2017 года составляет около 6 тыс. грн. Работник, имеющий профессию кондитера, в среднем получает 8 тыс. грн. Но в целом данная профессия в сфере приготовления пищи не относится к лидерам. Для сравнения: оклад повара китайской кухни может достигать 32 тыс. грн, шеф-повара японской кухни — 20 тыс. грн, а повар, который работает в семье, может претендовать на заработок 17 тыс. грн.
Описание профессии
Традиционно считается, что работа поваром – это в первую очередь физический труд. И действительно, для этой работы нужно обладать значительным уровнем выносливости, чтобы проводить многие часы в помещениях со сложным температурным режимом. Не менее важна для повара и развитая мелкая моторика – придется овладевать огромным количеством видов нарезки продуктов.
Другой ряд характеристик, присущих хорошему повару, относится к сфере восприятия. Чтобы быстрее и качественнее выполнять работу, желательно обладать безошибочным глазомером и уметь отмерять нужное количество ингредиентов. Не менее важно и чувство времени, которое поможет избежать недостаточной или избыточной термической обработки продуктов.
Однако работа повара включает и значительную интеллектуальную составляющую. В первую очередь это наличие способности к многозадачности. Очень часто поварам требуется одновременно пассеровать один продукт, помешивать другой и нарезать третий, везде соблюдая правила. Также работникам индустрии питания потребуется умение быстро переключаться между видами деятельности.
Кроме того, хороший повар обязан ориентироваться в современных трендах и тенденциях. Знать, какие продукты и блюда сейчас в моде, уметь предположить, какой кулинарный изыск поднимет рейтинги заведения и привлечет больше посетителей. Большим плюсом будет и умение интегрировать сезонные продукты в меню.
И здесь можно уже говорить о третьей, но далеко не наименее значимой составляющей профессии повара – творческой. При наличии хорошего вкуса повар может разрабатывать новые рецептуры или создавать интересные авторские интерпретации со свежими яркими акцентами.
Я бы поваром пошел, пусть меня научат. в Финляндии
Финляндия – прекрасная страна хотя бы потому, что здесь взрослый человек может получить новую профессию бесплатно и независимо от возраста. Так произошло и со мной. Совсем недавно я закончила учиться на повара – профессия для меня совершенно новая, область незнакомая.
1. Почему повар?
По образованию я учитель, по опыту работы – администратор. Чтобы быть хорошим административным работником, нужно отлично владеть финским языком, а это не мой вариант. Изучив рынок вакансий, я пришла к выводу: здесь нужны работники по уходу за пожилыми или детьми, уборщики, повара. Единственное, что я умею делать руками и меня от этого не тошнит – готовить. Так что не столько я выбирала новую профессию, сколько она выбрала меня.
2. Где и как долго?
Учиться можно в ammattikoulu (наш вариант ПТУ или, как модно, их сейчас называть – колледж), обучение длится ок. 2-х лет. Из них около года уйдет на практику. Лучшей кулинарной школой в столичном регионе считается Perho https://perho.fi/. Из личных наблюдений: все шэф- повара, которых я встречала или просто очень хорошие повара именно оттуда. Для сравнения: можно учиться в МГУ, а можно в Муходрищенском гос. Университете — вопрос уровня образования и престижа. И при поступлении на работу это большое преимущество.
3. О поступлении
Для поступления нужно заполнить заполнить анкету здесь https://opintopolku.fi/wp/fi/ или непосредственно на сайте желаемой ammattikolu. Набор бывает 2 раза в год: весной (февраль-март, учеба стартуете с августа) или осенью (сентябрь-октябрь, стартуете с января). Даты каждый год меняются. Бывает, что объявляют дополнительный набор. Затем с вами проводят тесты финского, если он неродной (если есть YKI с показателями 3 балла во всех частях, то тест сдавать не надо), приглашают на собеседование, где просто общаются, выявляют мотивацию. По поводу Омнии: там на собеседование сразу приглашают на тестовую смену на кухню, можно посмотреть, поучаствовать, решить для себя какие-то моменты.
Совет: если вы получили отказ, то обязательно свяжитесь со школой в начале учебного года. Многие бросают учиться (в нашей группе, к примеру, изначально числилось 18 человек, уже в августе сразу осталось 15), вас могут принять на освободившееся место.
У меня было вообще всё очень смешно. Ну это потом, сначала мне было грустно. Я поступала в Омнию на повара в ноябре 2015 г и меня не взяли. Почему не взяли — никто не объясняет никогда, стандартный ответ — слишком много соискателей на место. Потом я к ним еще раз пришла на интервью в январе, чтобы поступить учиться с августа. Также я отправила анкеты в Stadin и Varia. Потом я в апреле. в газете Metro увидела объявление о дополнительном. наборе на поваров в школу TTS. Вообще, общий профиль данной школы — садовники и водители автобусов и такси. В общем, заполнила туда анкету, пришла на собеседование. Со мной говорил будущий учитель и я поняла, что меня не возьмут, тк у них доп набор для закончивших финскую школу. И через неделю прислали официальное письмо, что «поздравляем, ты принята, учеба начинается через 2 недели». А через месяц сообщили, что из-за финансового кризиса они закрывают обучение на поваров. Идиотизм невероятный :)) Были варианты уйти на практику на 9 месяцев (это бесплатная работа в ресторане или столовой) или продолжить обучение в другой школе. И бац, в середине мая я получила письмо от всех школ, куда отправляла анкеты, что я поступила. Ирония судьбы: то никуда не брали, а тут взяли везде. Я выбрала Омнию.
4. Как учиться?
Омния — довольно большая школа: много различных направлений, несколько учебных корпусов. Для поваров есть отдельная группа для иммигрантов: там еще специально финский язык преподают. Мой совет: старайтесь поступить именно в финскую группу. Учителя там лучше, финский вы тоже выучите гораздо быстрее при общении с товарищами. И не бойтесь, что не поймёте: все термины очень быстро запоминаются, это дело практики. Обучение длилось 1 г 10 мес, из которых около года отводилось на различные практики. Занятия 3 раза в неделю: пн и вт – кухня, ср — теория и финский язык. В чт и пт отводятся на самостоятельное обучение. В процессе обучения есть 3 обязательных курса и 3 на выбор. Все они должны быть подтверждены практикой.
Наша учительница постоянно говорила, что нужно идти работать в столовую, ресторан- это плохо, это вечерние смены, работа в выходные и пр. Такое ощущение, что у нее установка вдалбливать это в головы студентов. Контингент учащихся разный: большинство из моей группы действительно хотели работать в столовке.
Начну с нашей теории: все было грустно. Наша бабулька (учительница) 3 часа рассказывала монотонным голосом всякую фигню и никак не могла внятно объяснить рецепты, по которым мы готовим в пн и вт. Потом у нас был финский : учитель не особо стремилась чему-то научить, а студенты — научиться. Так что среды были просто выброшенным из жизни временем.
Готовили мы в местной столовке для учителей, ок. 150 клиентов. Нас было 15 человек. Из-за большой, просто огромной разницы уровня владения финским (от вообще никак до ооочень хорошего), большинство не понимало, что нужно делать. Не раз я задавалась вопросом: “Как, как эти люди прошли тест по финскому, который был обязателен перед поступлением?!” Тест, кстати, был довольно сложным, мне даже YKI (госэкзамен по финскому языку) показался легче. Половина группы вообще никогда не читала дома рецепты и им было откровенно плевать на всё, лишь бы закончить школу. Дипломы-то все получают одинаковые.
5. Практика, практика, практика….
Это очень важный, я бы сказала, определяющий этап обучения. Всего нужно пройти 6 практик – 3 из них обязательные и 3 на выбор из списка. Обязательные: “знакомство” с профессией (6-7 недель), ланч (6-8) недель, порционные блюда (6-8 недель). На выбор у меня были: “большая” кухня (место с кол-вом человек от 150, как правило, это школьные столовые, заводские и т.п., длилась 5 недель), кейтеринг (3-6 недель) и a la carte (высокая ресторанная кухня) (3-12 недель).
Именно на практике вы поймете, сможете ли работать поваром или нет. Я хочу поделиться небольшими советами, которые существенно облегчат жизнь студенту-повару. Жаль, что школа такой информации не дает.
1. Место практики вы ищете сами. На ваши е-мэйлы, как правило, никто не ответит в большинстве случаев. Поэтому берете из школы договор и с ним вместе идете в ближайший ресторан/ столовую/кафе.. Если это близко к дому, вы не тратите время и деньги на проезд, во-вторых, это очень удобно, ессли нужно отводить/забирать ребенка из садика, например. В некоторых местах вам предоставят униформу и ножи, в некоторых – нужно свое. Кормят всегда бесплатно. Да, школа место практики не предоставляет. Но, как правило, учитель может посоветовать, у них всегда много контактов
2. Примерно через 1.5-2 недели вы поймете, нравится вам это место или нет. Если у вас цель просто тупо провести 6 недель, то годится. Если хотите чему-то научиться, а не просто мыть посуду и резать морковку – будьте активны. Говорите шэфу смело, что хотите участвовать в приготовлении блюд для клиентов. Если после трех недель вы все еще только режете овощи и пр. — связывайтесь с учителем, обясните ситуацию и ищите новое место. Мне вот очень повезло с первым местом практики. Именно там меня научили правильно держать нож, разным способам нарезки овощей, кухонному слэнгу.
3. Дьявол в деталях! Поверьте, обстановка на рабочем месте очень важна. Отмечайте все мелочи: все пошли пить кофе, а вас позвали? Спросили, как дела, как прошли выходные? Угостили конфеткой? Нет, никто не должен целовать ноги, но жутко обидно, когда всем принесли кофе, а тебе нет. Мне в 99% везло, команды были очень доброжелательные. Но в том числе, были и те, кто даже не здоровался. Буквально 1 человек 🙂 В свою очередь, вы будьте активны и позитивны. И не забывайте: вы студент, ваши ошибки не смертельны. Даже очень хорошие и опытные повара ошибаются. Дышите чаще 🙂
4. На практике рабочий день 7.5-8 часов. Что делать, если просят задержаться? Зависит от вас: хотите сделать доброе дело – это всегда плюс к карме. Не хотите – никто ничего не скажет. И не думайте, что это будет большим плюсои или минусом, это ни на что не влияет. Вы за это не получаете денег, получаете только опыт.
5. Хотите быстрее закончить школу? Ищите место, где можете совместить практики. Например, идите в большой кэйтеринг, там сразу можно сделать ланч, кейтеринг и a la carte. Наша учительница всегда возражала и отговаривала, но это ваше право! Таким образом, за 8 недель вы сделаете 2-3 практики. Во время летних каникул тоже можете пройти практику. Я, например, ездила на 2 месяца в Испанию от школы. Было здОрово. Так вы можете сократить обучение с 1 г 10 мес до года, а то и меньше.
6. Устройтесь на работу. Полно рекрутинговых фирм (StaffPoint. Opteam, Toimitori), которые с удовольствием возьмут вас в качестве помощника по кухне. В ваши свободные 2 дня вы еще и подработаете, наберетесь опыта.Каждая практика оценивается. Сейчас критерии оценки меняются, с августа уже будут новые. В целом, это происходит так: вы, ваш учитель и шэф разговариваете, осбсуждаете, что было хорошо, что не очень. И получаете оценку, которая потом пойдет в ваш диплом. Учитель может задавать вопросы, про то, как готовить для людей с аллергией (чем заменить продукты), при каких температурах хранятся продукты и готовые блюда и т.п.
Отнеситесь к выбору места практики очень серьезно, в большинстве случаев, это будет вашим первым рабочим местом. Не гонитесь за “Савоем” или “Грином”, это рестораны высокой кухни, там не будут вас учить. Ресторан в ближайшем к вам торговом центре – это очень хорошее место! Или если кому-то не хочется стресса и напряга – школьная столовая. Ну и помните, что уже в феврале рестораны начинают активно искать людей на лето, это хорошая возможность для человека без опыта найти что-то для начала.
И в заключении кратко о себе: зовут меня Олеся Давыдова, я закончила учиться на повара в начале марта 2018, в апреле уже вышла на работу в ресторан поваром! Всем удачи в учебе и да поможет нам всем Гордон Рамзи и иже с ним Поль Бокюз!
Избегайте штрафов и увольнений
Актуальность программы
Курсы повышения квалификации "Повар 6-го разряда" помогут вам быстро и качественно получить новые знания.
Целью повышения квалификации по профессии рабочего является последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии.
Программа предназначена для вас, если вы работаете в организациях общественного питания (ресторан, кафе, бар, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, закусочная, столовая, отдел кулинарии) поваром и хотите пройти аттестацию по месту работы с целью получения более высокого разряда.
Повышение квалификации длится полторы недели с применением дистанционных технологий, что поможет вам совершенствовать свои знания и навыки без отрыва от основного места работы. По окончании курсов вы получите Свидетельство о повышении квалификации по профессии рабочего Повара 5-го разряда установленного образца.
Условия повышения разряда
Требования к квалификационным разрядам по профессии рабочего Повар установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015г. №610н «Об отверждении профессионального стандарта «Повар».
В соответствии с указанным документом выделены 3-6 квалификационные разряды Поваров. Более высокий разряд предусматривает выполнение более сложных видов работ по профессии.
Курсы повышения квалификации разработаны преподавателями Академии совместно с поварами, имеющими многолетний опыт работы в области кулинарии, кондитерского дела.
Повышение разряда не обязательно должно проходить поэтапно. Повар 3-го разряда, например, может сразу повысить квалификацию до Повара 5-го разряда, если способен успешно выполнять трудовые функции, установленные для данного разряда.
В соответствии с требованиями нормативной документации повышение разряда проводится по месту работы на основании заявления рабочего, по представлению его руководителя посредством сдачи квалификационного экзамена специально созданной для этого комиссией.
Однако, Академия, обладающая лицензией на осуществление обучения по основным программа профессионального обучения, организует сдачу квалификационного экзамена с привлечением представителей работодателей, их объединений по окончании обучающего курса.
Успешная сдача квалификационного экзамена будет отражена в Приложении к Свидетельству о повышении квалификации, выданному вам. Ввиду чего, необходимость сдачи экзамена по месту работы отпадает.
Пройдя курсы повышения квалификации в нашей Академии, Вы получите уникальный шанс беспрепятственно повысить свой квалификационный разряд по месту работы с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.
Организация работы кухни на предприятии общественного питания
Шеф-повар контролирует работу кухни, занимается планированием меню, следит за качеством приготовления блюд, планирует закупку продуктов и прочих материалов, несет ответственность за безопасность производственного помещения и персонала.
Шеф-повар обладает знаниями о рецептурах и технологиях приготовлении блюд. Шеф-повар контролирует и координирует работу всех работников кухни; обладает навыками управления персоналом; распределения времени и быстрого принятия решений. В процессе осуществления своей деятельности может внедрить предложения по оптимизации работы и повышении производительности труда своих сотрудников.
Шеф-повар обучает и развивает других поваров на кухне, улучшает их умения и навыки. Поскольку работа на кухне напрямую зависит от командного взаимодействия, шеф-повар тщательно следит за микроклиматом среди сотрудников, мотивирует и поддерживает их.
Изучение дисциплины «Организация работы структурного подразделения» поможет вам более подробно изучить особенности деятельности шеф-повара и его роль в организации общественного питания. Преподаватели-практики помогут вам спроектировать собственную модель поведения в коллективе и успешно вести свою профессиональную деятельность.
Психологические аспекты управления коллективом
Человеческий фактор рассматривается как центральный пункт в психологии управления коллективом, как его сущность и ядро. Занимаясь изучением психологии личности в условиях конкретной практической деятельности, руководители постоянно сталкиваются с проблемами, требующими развития человека, осуществляющего профессиональную деятельность. Среди этого разнообразия проблем наибольшее внимание уделяется четырем основным проблемам или фундаментальным вопросам: мотивация, лидерство, межличностные отношения, подбор персонала.
Лидерство – одно из самых ярких и интересных явлений, возникающих в процессе групповой деятельности. Лидер – авторитетный член команды, чьи полномочия и привилегии добровольно признаются другими участниками группы, готовыми выслушать его и последовать за ним.
Межличностные отношения являются частью человеческой натуры. Это проявляется в форме потребности в общении и установлении межличностных контактов.
Менеджмент и психология тесно переплетаются между собой в вопросе подбора персонала. Психология людей как конкретных участников процесса управления находится на переднем плане и позволяет говорить о высокой практической значимости психологических факторов в управлении.