0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Природа раскрывает свои тайны

Природа раскрывает свои тайны

Природа раскрывает свои тайны

Многие родители считают, что основные «знания» и развитие дети получают во время специальных занятий и, преимущественно, за столом. Распространённости такого мнения способствует традиционная форма организации обучения детей: в школах – уроки, в детских садах — специальные занятия. И вот эта «урочная» форма перекочёвывает в семью – ведь так проще: ребёнок «организован», он «управляем», занятие можно проводить по плану… Конечно, бывают «сбои», сложности, отступления, но в целом такая схема работает.

Но существуют другие условия развития детей, расширения их представлений об окружающем мире. И это – ПРИРОДА!

Договорись с бабушкой: правила общения с пожилыми людьми

Как построить диалог с пожилым человеком, почему в старшем возрасте люди более уязвимы и насколько важно для них личное пространство — об этом АСИ рассказала психолог, эксперт фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас» Марина Бялик.

Стиль общения с пожилыми людьми определяет не только возрастная психология, но и физиология. С возрастом у представителей старшего поколения снижаются ощущения вкуса, слух, падает зрение, начинаются проблемы с мышлением. Человек начинает воспринимать мир по-другому, меняется его поведение и характер. Для того чтобы скорректировать действия и поступки, необходимо прежде всего самим близким подстроиться под человека, считает Марина Бялик.

Правила общения

Близким нужно научиться контролировать свои чувства при разговоре с пожилыми родственниками. Тон голоса должен быть спокойным, без тревоги и напряжения, ведь старикам очень легко передается настроение близких. Желательно, как можно чаще говорить приятные слова поддержки.

Если у человека есть проблемы с памятью, то при встрече нужно представиться первым. Очень важно обращаться к человеку по имени. С пожилыми людьми часто общаются, как с маленькими детьми: «Ой, какая ты сегодня хорошая девочка, все съела», и это неправильно. Важно помнить, что перед вами — взрослый человек.

При разговоре надо стараться использовать короткие слова. Говорить медленно, четко произнося каждое слово. Негативные утверждения лучше не использовать. Не нужно обращаться с просьбами, рассказывая длинные истории, желательно, говорить кратко о самом главном. Если нужно, чтобы человек что-то сделал, то инструкции должны быть поэтапными — шаг за шагом.

Задавайте по одному вопросу и ждите терпеливо ответа, советует эксперт. Пока понял, пока нашел слова — все это требует времени. Если не готов ответить, повторите вопрос так же, как сформулировали с самого начала. Покажите, что вы заинтересованы в ответе.

Можно перевести этот вопрос в утверждение. Например, помогая одеться, нужно говорить: «Какое платье сегодня хотите надеть — красное или синее?» Важно сохранить выбор — это стимул для мышления и уважение. При этом, желательно, указывать прямо на предметы. Ключевое слово должно быть в конце фразы, чтобы человек не забыл его, пока вы будете договаривать предложение до конца.

Читайте так же:
Стойкости 30 паспортный стол кировского

Чем больше человек может сделать сам, тем лучше, нужно давать ему этот шанс, а параллельно — следить за выполнением поставленных задач. «Если вы все время будете завязывать шнурки ребенку, то он не научится делать это самостоятельно. А пожилой человек просто забудет, как их завязывать».

Не говорите о присутствующем человеке в третьем лице, особенно употребляя местоимения. В этом проявляется отсутствие уважения.

Жесты и знаки

Язык тела тоже очень важен. Наше тело, как и голос, может выразить как агрессию, так и симпатию. При общении с пожилыми людьми нужно соблюдать несколько правил этикета.

Если человек плохо слышит, надо подходить спереди, чтобы ваше появление не было для него неожиданностью. Можно назвать его по имени или легонько прикоснуться к руке/плечу, чтобы человеку стало ясно, что вы обращаетесь к нему. Говорить нужно медленно и ясно, использовать более низкий тон голоса, потому что высокие ноты пожилые люди гораздо хуже слышат. Если у человека есть слуховой аппарат, нужно ему постоянно напоминать, чтобы он его использовал. Проверить, стоят ли там батарейки, заряжены ли аккумуляторы.

Если плохо видит — нужно стараться не напугать его резким громким звуком. Подходя к человеку, надо представиться, особенно если нет уверенности, что он сможет разглядеть вас. Чтобы куда-либо сопроводить пожилого человека, нужно проговаривать все действия: «Вот ваши ходунки, давайте я помогу вам встать. Нужно пойти в столовую обедать». Любит читать — купите книги с крупным текстом, можно детские. Или используйте аудиозаписи. Если носит очки — напоминать про очки и всегда следить, чтобы линзы были чистыми. Важно проверять зрение у офтальмолога.

пожилые бабушки

Фото: Flickr.com/ Louise Soe

Для пожилых людей очень важно прикосновение, ведь у них гораздо меньше сенсорных ощущений, с возрастом они снижаются так же, как вкус, слух и т. д. Поэтому старики очень часто хотят, чтобы их обняли, взяли за руку. Есть исключения, когда прикосновений не любят. Но многим как раз не хватает, во-первых, тепла, которое мы передаем с рукопожатием или объятиями, и, во-вторых, сенсорных ощущений, помогающих осознать границы их тела.

Некоторые психологи считают, что при разговоре с пожилым важно смотреть в глаза, но не всегда это правильно, это может быть воспринято как проявление агрессии. Лучше всего выбрать точку, например, на уровне подбородка собеседника, если вы понимаете, что взгляд глаза в глаза раздражает. Но если вы стоите, а собеседник сидит или лежит, то важно, чтобы ваше лицо было на одном уровне с ним.

Читайте так же:
Почему нельзя стучать по столу кулаком примета

Очень полезно записывать короткие инструкции или напоминания для человека на день. У него будет больше времени в течение дня, чтобы продумать свои планы. В случае, например, проблем со зрением можно использовать выработанную систему напоминалок. Например, поставить тарелку и ложку на стол — напомнить, что нужно поесть.

Бытовые трудности

Часто за пожилыми людьми приходится тщательно следить, особенно в быту. Если бабушка или дедушка остаются одни на некоторое время дома, то лучше всего блокировать электроплиту или снимать горелки с газовых плит для их безопасности.

Фото: Flickr.com/ Borya

Опасными могут оказаться даже ковры. Края их часто задираются, и человек может споткнуться и упасть. Поэтому эксперты рекомендуют или вообще убрать такие покрытия или постоянно следить, чтобы не задирались края. Желательно, чтобы дома были удобные тапочки, не шлепанцы.

Самое опасное место в квартире для пожилого — туалет. «Заперся, упал, а близкие не могут помочь», — приводит пример психолог. Так что надо сделать пространство удобным, установить поручни. Если человек привык принимать душ в ванной — сделать ему специальную скамейку, чтобы смог сидеть.

Капризы

Будьте терпеливы к нетипичному поведению, советует эксперт. Прежде всего надо разобраться, почему человек ведет себя странно, причиной могут быть разные проблемы, в том числе психические. К психиатру родственники часто не идут из-за предрассудков: «Как я скажу, что моя мама сумасшедшая?» Хотя сами психиатры подчеркивают, что качество жизни самого пожилого человека и его близких улучшается кардинально, если ему правильно выписать антидепрессанты. Иногда и лекарства не нужны, достаточно настоя пустырника.

При проявлении агрессии человека трудно урезонить, но надо выяснять ее причины.

пожилые

Фото: pixabay.com

«Например, отказ от еды чем может быть вызван? Для пожилого человека, когда все садятся за стол, может показаться, что еда не настолько соленая, как хотелось бы. Важно, чтобы этот человек не отвечал за готовку для всей семьи. Иначе он все будет пересаливать. А дальше по обстоятельствам: если у человека нет противопоказаний по здоровью, то можно дать солонку и предложить досолить еду по своему вкусу, а если есть, то договариваться, что больше солить не нужно. Второй путь — использовать больше пряностей, чтобы еда имела более выраженный вкус, но уже не за счет соли», — перечисляет Бялик.

Также важно блюда делать красивыми, привлекающими внимание. Выбирать то, что бабушка или дедушка особенно любят, что обладает сильно выраженным приятным вкусом.

Работает и психосоматика: когда человеку не хватает внимания, у него может болеть сердце или ноги. Если известно, что с сердцем все в порядке, значит, возможно, просто стоит уделить ему больше внимания: разобрать вместе старые фотографии, поставить музыку, которую он слушал в молодости. Когда человек чувствует себя более уверенно, защищенным, он с меньшей вероятностью будет вести себя агрессивно.

Читайте так же:
Меню шведский стол

Внимание и забота

Хорошо, когда бабушка в состоянии позаботиться о своих внуках или детях, которым уже за 50 лет. «Такую возможность надо дать ей, даже если какой-нибудь очередной пятый шарф вам уже совершенно не нужен. Для бабушки это единственный способ проявить заботу о вас, — советует Бялик. — Принести нитки со спицами, сказать «спасибо» и прийти в этом шарфе в следующий раз. Дать человеку возможность позаботиться — это значит и уважить его, и поблагодарить, и позаботиться о нем тоже».

Неформальную заботу о своих старших близких стоит воспринимать не как просто снисхождение и сглаживание домашних конфликтов, а как часть системы долговременного ухода, о развитии которой говорят на высшем государственном уровне, считают эксперты конференции «Общество для всех возрастов» 2017 года, которую провел Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Один из основных ее выводов — что нужно не только разрабатывать профессиональный стандарт сиделок и совершенствовать работу социальных служб, но и «привлекать ресурсы общества» — то есть прежде всего находить общий язык дома.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Читайте так же:
Термин круглый стол

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Особенности девочек-холериков

Девочка будет расти бойкой, амбициозной, демонстрирующей лидерские качества. Не стоит ожидать от нее традиционных проявлений женственности в виде плавных движений, мягкости и послушания: девочка с холерическим темпераментом всегда поступает по-своему, нередко отрицает платья и украшения, стремится доминировать.

Монотонная деятельность (шитье, рисование) ей не интересна. В коллективе она находится в центре внимания. Любит пробовать новое, возглавлять группы по интересам. Научившись управлять энергией, с легкостью осваивает школьные предметы. Может заступаться за друзей со слабым характером, легко вступает в конфликт.

При полноценном развитии личности холерический темперамент приносит немало положительных черт, но отрицательных моментов тоже не избежать.

Подборка для второй младшей группы

Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.

Объяснение и беседа

Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:

  • Какой праздник отмечается 9 Мая?
  • Сколько длилась война?
  • Кто сражался за нашу Родину?
  • Кого мы называем ветеранами?

Такая беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.

В качестве «скелета» разъяснения материала под задачи изучения темы во второй младшей группе в своей педагогической деятельности я использую следующий.

«Великой Отечественной войной называют четыре года, в которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные действия), а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали настоящими героями, которых нужно помнить. Для нас и для тех, кто родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ памяти о страшных событиях. Каждый год по всей стране отмечается праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей земле».

Читайте так же:
Стол по слогам

Художественная литература по теме

В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:

  • стихотворение В. Орлова «Брат мой в армию идёт»;
  • День Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);
  • Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы — Это значит — нет войны (А. Усачёв).

Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.

Наглядные материалы

База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне Победы можно включить мультимедийную презентацию или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают с педагогом.

За столом

Обед будет более приятным если за столом соблюдать не сложные правила этикета:

  • очень аккуратно пользуйтесь столовыми приборами;
  • не ставьте локти на стол;
  • не тянитесь за тем, что вам нужно через весь стол, лучше попросите соседа это вам передать;
  • хлеб берите руками;
  • жевать нужно с закрытым ртом;
  • сначала прожуйте и проглотите, а потом только начинайте разговор;
  • не играйте за столом;
  • не разговаривайте с другим человеком через соседа.

Остальные гости

Главная задача пары при составлении схемы рассадки – создать условия для комфортного общения всех гостей. Поэтому очень важно учитывать множество различных факторов, таких как родство, возраст и даже личные симпатии/антипатии приглашенных. Если среди ваших гостей есть люди, конфликтующие друг другом, обязательно рассадите их за разные столики.

Группируйте гостей по степени родства или по интересам. Ваши коллеги с работы могут быть людьми совершенно разных возрастов, но, скорее всего, им будет комфортно вместе, ведь они давно друг друга знают. При этом не бойтесь сажать за один стол гостей со стороны жениха и невесты – наоборот, пусть гости знакомятся друг с другом, ведь теперь все ваши друзья будут общими.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector