Стул трон своими руками
Стул трон своими руками
Человека всю его жизнь окружают самые разнообразные вещи, но он редко задумывается об истории их происхождения. К примеру, такой привычный предмет мебели, как стул, прошел долгую эволюцию, прежде чем принять современный внешний вид.
Древние цивилизации
Первые предки хорошо известного всем стула появились еще до нашей эры на территории Древнего Египта. До египтян никто и не помышлял о том, чтобы у привычной лавки или табурета появилась спинка. Но древнеегипетские столяры смекнули, что правителям Египта нужен особый атрибут их власти с удобной спинкой – трон, который прочно вошел в египетскую культуру. Немного погодя все те же египтяне изобрели подлокотники, и величественный трон отныне стал знаковым отличием каждого фараона.
Такой трон позволял фараону держать осанку и выгодно выделял среди многочисленной знати. Он украшался золотом, драгоценными камнями и был выполнен из редких пород дерева. Простые же люди по-прежнему сидели на простых скамьях.
Удобное сиденье со спинкой быстро завоевало популярность и в других странах, правда, не во всех оно считалось непременным атрибутом правителя. В Древней Греции стулья предназначались для больных, детей и женщин, а мужчинам было гораздо удобнее лежать, чтобы вести неторопливую беседу или наблюдать за ходом бесконечных пиров и празднеств.
В Древнем Риме, как и в Египте, стул был показателем социального статуса обладателя. Трон императора был сделан из мрамора и украшен вставками из драгоценных металлов и камней. Особо уважаемые граждане сидели на деревянных, богато украшенных стульях, а чиновники имели в своем распоряжении рабов, которые носили за ними по пятам складные стулья, отделанные слоновой костью. Большой привилегией пользовались римские аристократы – у них был собственный мраморный трон, который был отдаленной копией императорского трона.
Древняя Русь
Население Древней Руси долгое время не помышляло о сиденьях со спинкой, и все, включая царя и князей, сидели на лавках. Лишь по особым случаям правитель усаживался на свой трон. У каждого он был особенным: Иван Грозный сидел на троне, изготовленном талантливыми итальянскими мастерами, Борис Годунов предпочитал восседать на троне, украшенном бирюзой и золотом, а отец Петра Великого – Алексей Михайлович – на золотом троне с алмазами и рубинами. И лишь реформы Петра I все расставили по своим местам, и стул со спинкой начал понемногу входить в обиход у разных слоев населения, заменяя неудобные лавки.
Трон Петра I (Георгиевский зал в Зимнем дворце)
Подданные вначале с неодобрением отнеслись к новшествам, которые Петр практически насильно заставлял использовать в быту. Первым делом на стулья были усажены все дворяне, которые боялись возражать императору, зная о его крутом нраве. Вскоре мода, которую Петр старательно перенимал у европейцев, укоренилась в России и постепенно ушла в народ. Простые люди оценили преимущества спинки, которая позволяла расслабить тело, а дворяне начали украшать свои дома роскошными стульями из-за границы, усаживая на них гостей и одновременно стараясь угодить Петру.
Европа
В эпоху средневековья стулья были весьма популярны в Европе, но сидеть на них доводилось лишь аристократии. От того, насколько богато был украшен этот предмет мебели, напрямую зависело положение владельца в обществе, кроме того, стулья играли важную роль в дворцовых ритуалах.
Помешан на стульях был французский «король-солнце» Людовик XIV, который приказал изготовить для своего дворца в Версале стулья из чистого серебра. Ни о каком комфорте речи и быть не могло, зато этот поступок прославил Людовика по всей Европе. Впрочем, частые войны решили судьбу драгоценных стульев, и они были переплавлены в монеты, но это не остановило короля, который в буквальном смысле создал специальный этикет, позволяющий сидеть на стульях.
Стулья во дворце были символом престижа. На стульях с мягкими подушками могли сидеть только королевские особы. Такие стулья обладали откинутой спинкой и объемным, мягким сиденьем. Знатные вельможи имели право сидеть на резных стульях, инкрустированных драгоценными камнями, а придворные с низшими титулами довольствовались складными стульями. Остальные должны были стоять, когда шел королевский прием, и лишь в особых случаях некоторым дамам с разрешения короля позволялось присесть.
В 17 веке Европу охватила мода на итальянский стиль барокко, который диктовал свои условия: главное – это величественный вид и только потом – удобство. Стулья в стиле барокко выглядели помпезно и вычурно, вынуждая королевских особ сидеть в неудобной позе на многочасовых дворцовых церемониях. Такому стулу была свойственна особая резьба, которая покрывалась смесью клея и специальных добавок, на которую наклеивали тончайшие листы золота и драгоценные камни.
Кроме того, аристократия Франции обставляла свои дома креслами с высокими спинками и низкими сиденьями. По-прежнему использовались привычные табуреты и складные стулья не особо знатными вельможами. 17 век – время появления и повального использования шезлонгов, на которых можно было не только сидеть, но и лежать. Они имели форму лодки и, так называемой, «разбитой герцогини» — это шезлонг, состоявший из кресла и приставного табурета, иногда такой шезлонг был представлен двумя креслами и табуретом между ними.
Но время шло, наступил 18 век, а вместе с ним наступил расцвет нового стиля в культуре – рококо. Переменчивая мода затронула и мебель. Теперь тон всей Европе задает Франция, а не Италия. Появляются мягкие и глубокие стулья, в которых можно часами просиживать перед камином. Высший свет узнал, что такое кресло для кабинета. Постепенно видовой состав стульев исчисляется десятками: появился высокий парикмахерский стул с изогнутой спинкой, компактные дорожные стулья и изящные стулья-кресла для беседы.
Разумеется, все эти разновидности одного-единственного стула были доступны богатым людям с положением в обществе, но даже они порой становились заложниками моды на этот атрибут мебели. Когда мужчины начали носить фрак, им приходилось садиться лицом к спинке стула, дабы не помять важный предмет своего гардероба.
К концу 18 века эпоха рококо сходит на «нет» и в законные права вступает классицизм. К власти приходит Людовик XV, а моду начинают диктовать его фаворитки, которые обставляют свои покои в английском стиле. Европа освобождается от французской диктатуры моды.
Начало 19 века ознаменовано правлением Наполеона, который вновь пытается сделать мебель вычурной и напыщенной, однако, стиль ампир быстро прижился, и стулья той эпохи славились изяществом и удобством. Не за горами вторая половина 19 века, когда на смену роскоши приходит удобство, и стулья все больше начинают входить в массы.
Трон Наполеона
Новое время
Настоящую революцию в технологии производства мебели и, в частности, стульев совершил австриец Михаил Тонет в середине 19 века. Он решил, что на смену тяжеловесным конструкциям должны прийти практичные стулья из гнутого дерева и не ошибся – его новаторские идеи быстро нашли применение в мебельной промышленности, и удобные стулья из бука впервые стали доступны простым людям. Тонет организовал собственную фирму по производству мебели и в рекордные сроки новые стулья полюбились в России, Европе и даже Америке.
Венские стулья и по сей день невероятно популярны и отличаются простотой и качеством. Что до Тонета, то его пример стал заразительным, и все больше мастеров выдвигали смелые идеи для создания стульев. Марсель Брейер разработал дизайн стульев по тому же принципу, что и Михаил Тонет, но в качестве материала он использовал металл. Другой новатор — Эро Сааринен решил, что четыре ножки у стула – лишние детали, и оставил всего одну по середине, которая поддерживала чашеобразное сидение.
Стул. Михаил Тонет
В 20 веке фантазию дизайнеров уже было не остановить. Англичане изобрели стул, который способен занимать до четырех положений, в зависимости от позы, которую принимает человек. Итальянцы же решили сделать акцент на удобстве и изобрели кресло, которое по щелчку превращается в кушетку – отличный вариант для работы и отдыха.
Представителям разных профессий требовалась и специальная мебель. Так специально для людей, работающих с чертежной доской – кульманом – был изобретен стул, который был способен подстраиваться под любой рост, поворачиваться и опускаться, как это нужно человеку.
Врачи тоже не остались в стороне, а один из них даже сконструировал собственную модель стула. Бент Акерблом долго наблюдал за своими пациентами и поймал себя на мысли, что считает позу, в которой они сидят неправильной. Люди постоянно ищут наиболее удобное положение, когда сидят нас стуле, и им в этом можно помочь. Акерблом решил, что нужно наклонить сиденье стула немного внутрь, а спинку изогнуть в том месте, где изгибается позвоночник человека. Так был сделан еще один шаг для создания идеального стула.
Особые экземпляры
С момента появления первого стула прошло немало времени, и он не раз успел трансформироваться во множество моделей, подчиняясь моде или воле фараонов и императоров. Близкими родственниками стула можно считать трон, табурет, шезлонг и даже кресло. Хочется лишь дополнительно упомянуть об особо интересных экземплярах, которые каждый коллекционер мечтает заполучить в свою коллекцию.
Что за чудо и из чего его сделать
Адирондак — удобное кресло по типу шезлонга, в котором можно с комфортом расположиться полулежа на широкой спинке и предаться созерцанию. Название происходит от местности, где жил его изобретатель. Вся прелесть кресла в том, что при изготовлении ему можно задать особую эргономику и форму сиденья.
Традиционно адирондак изготавливают из дюймовой доски шириной 100 и 150 см. Пиломатериалы для кресла следует выбирать как можно более качественные, приветствуется использование древесины фруктовых и твердых пород с богатой текстурой: клена, осины, груши, лиственницы. Можно использовать буковые и грабовые детали транспортных поддонов и ящиков, если есть средства для их обработки. Такая садовая мебель займет достойное место в саду, если вскрыть ее алкидной эмалью пастельного цвета или нанести трафаретные надписи под лак.
Возможно, в обстановку на участке хорошо впишется кресло, сколоченное с показной грубостью из фанеры или состаренной доски. Работать с листовыми материалами рекомендуется только при наличии фрезера с пальчиковой фрезой или ленточнопильного станка, иначе нарезка деталей сильно затянется. Возможны также трудности с составлением рациональной схемы раскройки, а в остальном выбор материала — дело исключительно вашего вкуса.
Материалы
При производстве статусной мебели используются только лучшие материалы. Каркас и ножки изготавливают исключительно из дерева, кресло-трон в таком исполнении выглядит массивно, дорого, аристократично. Применяются, конечно, элитные сорта красной и черной древесины: вишня, орех, дуб, кедр, ясень, карельская береза, а также экзотические породы, например, венге, зебрано. Выбор падает именно на них не просто так: дорогая древесина не только смотрится эффектнее, она еще крайне прочная и долговечная. Мастера любят ее за податливость при формовании и декорировании: краска с лаком лягут ровнее, чем на сосне, а тонкий слой позолоты не «слетит» через несколько лет.
Изначально кресло-трон полностью изготавливалось из дерева, но со временем мастера начали создавать экземпляры с мягкими сиденьями и спинками.
Не уступает в красоте и обивка, для которой используются плотные, дорогостоящие материалы:
- Жаккард. Эта крупноузорчатая ткань, которая совмещает в себе плотную матовую материю и вышитый на ней шелковой нитью узор. Из минусов — жаккард подвержен образованию затяжек. Чтобы сохранить идеальный вид обивки, нужно поискать материал в специальной обработке, препятствующей образованию дефектов.
- Бархат. Название говорит само за себя. Мягкая, приятная на ощупь ткань, с характерным перламутровым переливом. Смотрится дорого, изысканно.
- Натуральная кожа. Самый долговечный материал натурального происхождения. Подчеркивает статус обладателя кресла-трона, зачастую дополняется отделкой из натурального меха.
- Кожзам. Кресла из такого материала встречаются довольно редко. Заменитель кожи обладает презентабельным внешним видом, однако уступает по практичности и долговечности натуральному сырью.
- Китайский шелк. Хотя с виду этот материал довольно хрупкий и непрактичный, натуральная ткань обладает большой плотностью, устойчива к сминанию.
- Гобелен. Ткань с разнообразными узорами, полученная путем сложного переплетения шерстяных, хлопковых, шелковых, серебряных или золотых нитей. Отличается повышенной износостойкостью, большим выбором орнамента. Такой материал не требует особого ухода, обладает антистатическими свойствами.
Зачастую обивка трона оформляется при помощи каретной стяжки и дополнительно декорируется стразами, драгоценными камнями, пуговицами из благородных металлов. Именно поэтому плотность материала и его фактура имеют немаловажное значение, а при изготовлении кресел не используются натуральный хлопок и флок.
Бархат
Гобелен
Жаккард
Китайский шелк
Кожзам
Натуральная кожа
Поэтапная инструкция для изготовления
Изготовление трона будет зависеть от того, где он будет использоваться. Можно рассмотреть процесс изготовления самого распространенного изделия для новогоднего торжества. Для декорирования потребуется белые обои, ткань или картон, линейка, обычный карандаш, ножницы, клей, фольга (металлического или синего оттенка), мишура. Также добавить к декорациям можно готовый новогодний дождик. Сам процесс работы не займет много времени:
- Берем плотный картон, отмеряем углы и отрезаем.
- Далее собираем «выкройку» изделия.
- На верхней стороне «выкройки» вырезаем углы. Углы будут напоминать заостренные льдины, как в сказке про Снежную Королеву.
- Дополнительно можно вырезать узоры внутри верха «выкройки».
- Склеиваем все части картона между собой и одеваем на стул.
- Далее декорируем спинку используя белые обои, прорезая заготовленные заранее узоры.
- Приклеиваем спинку изделия с помощью скотча к стулу.
- Украшаем изделие мишурой, дождиком или цветной бумагой. Дополнительно можно приклеить снежинки или блестки.
СПРАВКА! Также для украшения спинки трона хорошо подходят блестящие краски или акрил.
Можно рассмотреть также еще один вариант декорирования, более сложный. Для его изготовления потребуется около трех дней, зато сам результат превзойдет все ожидания, если сделать все по инструкции. В этом примере используем обычный деревянный стул без обивки. Соблюдайте следующую последовательность действий:
- Обрабатываем стул шкуркой средней жесткости.
- Зашпатлевываем дырки от саморезов, если они видны.
- Загрунтовываем поверхность мебели. Для простоты можно использовать разбавленный раствор клея ПВА.
- Когда раствор высох, покрываем стул темно-коричневой эмалью.
- После высыхания эмали, натираем воском.
- Далее покрываем поверхность еще двумя слоями белой эмали.
- Украшаем стул с помощью трафаретов. Можно, например, использовать розы или любые другие цветы. Цвет краски можно также выбрать на любой вкус. На белом фоне смотрится красиво абсолютно любой цвет.
- Последний штрих – лакируем стул. Теперь он похож на настоящий трон.
Надеемся, что эта статья будет полезной для создания новых интерьерных решений. Ведь с помощью самых простых и недорогих материалов и инструментов, можно оживить любую мебель. Даже обычный стул легко может превратиться в трон.
Разновидности
Деревянные кресла для дачи и дома могут принимать самые разные интерпретации:
Вариант №1: кресло-качалка
Возможность раскачиваться делает отдых ещё более приятным
Кресла-качалки из дерева занимают особое положение, так как благодаря особой форме своих ножек, называемых в данном случае полозьями, обеспечивают оригинальный релаксационный эффект. Неторопливые покачивания одинаково хорошо могут как простимулировать сон, так и, наоборот, помочь сосредоточиться на решении определённой проблемы.
Чертеж простого кресла-качалки
Обозначение на рисунке | Название элемента |
1 | Полозья |
2 | Боковины сиденья |
3 | Стойки подлокотников |
4 | Подлокотники |
5 | Стойки спинки |
6 | Вставка |
7 | Доски спинки |
8 | Сиденье |
9 | Направляющие рейки |
Вариант №2: раскладное
Раскладное кресло из деревянных реек удобно в эксплуатации
Деревянное складное кресло идеально подходит для дачи, так как его перед отъездом можно сложить и спрятать в дом или хозблок, а по приезду снова разложить и расположить в тени деревьев или на веранде. Устройство их, несмотря на наличие складывающегося механизма, весьма простое:
Раскладное деревянное кресло в деталях
Обозначение на рисунке | Название элемента |
1, 2 | Ножки |
3 | Опорные деревянные бруски |
4 | Поперечные связки |
5, 6, 7, 8, 9, 10 | Рейки для сиденья |
11 | Спинка |
12 | Поперечные связки |
Такое деревянное садовое кресло удобно также брать с собой на пикник или рыбалку. К тому же стоит оно недорого и легко собирается собственными силами.
Садовые складные предметы мебельного интерьера
Вариант №3: трон
Кресло-трон из дерева – признак солидности и достатка
Эти экземпляры подавляют своим величием и стоят, конечно же, недёшево, так как на их изготовление требуется много высокосортной древесины. Благодаря простоте обработки мастеру порой удаётся достигнуть потрясающих результатов, украсив все элементы конструкции расписной резьбой по деревянной поверхности.
Отделанные резьбой фрагменты превращают кресло в настоящий трон
Но следует учитывать, что такое изделие будет иметь приличные габариты и тяжёлый вес. Так что лучше сразу подберите для него подходящее место в своём доме.
Вариант №4: с каркасом из дерева
Кресло с деревянным каркасом и мягкой обшивкой
Этих представителей домашней мебели можно встретить практически в каждом доме, хотя при этом их дизайн может отличаться кардинально. Суть заключается в том, что создаётся каркас из дерева, который уже после отделывается мягкими подушками и обшивается плотным тканевым материалом. Таким образом, мы спиной и ягодицами контактируем не с жёсткими досками, а с мягким покрытием.
Особенно интересны в этом ключе такие модели, как кресла-кровати. Такая конструкция представляет собой в собранном виде обычное кресло, а в разобранном – одинарное комфортное спальное место, что даёт значительную экономию полезной площади.
Лёгким движением превращаем в одноместную кровать
Стоит также понимать, что помимо четырёх приведённых вариантов существует большое количество дизайнерских моделей, отличающихся своей особой оригинальностью.
Необычный дизайн садовой мебели
Историческая справка
Кресло как предмет мебели появилось много веков назад. В то время трон и кресло, по сути, были одним и тем же. Считается, что первые кресла-троны использовали египетские фараоны. Такую мебель находили в их гробницах. Сначала это были троны из дерева, едва ли их можно было назвать очень удобными.
Кресло-трон с обивкой из бархата
Кресло-трон в стиле барокко
Постепенно мода на троны захватила практически все страны. Но изначально такую мебель можно было встретить только в жилищах правителей; позже величественные кресла в виде тронов стали появляться в домах богатых подданных. Впервые обивать троны тканями придумали во Франции. Королевские сиденья обивали шелком, бархатом, гобеленом. Там же придумали делать для тронов и мягкие пуховые подушки для большего удобства. Позднее спинки и подлокотники стали превращать в настоящие предметы прикладного искусства: мастера вырезали на них изящные узоры.
Белое кресло-трон
Бордовое кресло-трон
XX век славился своей практичностью, поэтому вычурные троны в это время ушли в небытие. Однако в наши дни мода на них вернулась.
Сейчас в мебельных магазинах не встретишь громоздкие деревянные троны, а вот всевозможные изящные и изысканные вариации кресел на эту тему можно найти без проблем.
Кресло-трон с золотым декором
Кресло-трон из дерева
Завершение рабочего процесса
Эти ножки просто идеально подходили для кресла-русалки. Они были такими милыми и нежными. Сочетание бирюзового и серебра очень гармонично смотрелось, настолько гармонично, что глаз просто не оторвать.
И вот наконец это кресло занимает почетное место в интерьере моего дома. Дочка просто в восторге от подарка, а муж не верит мне, что это было то самое кресло, которое он когда-то раскритиковал. Но я то знаю правду. Все получилось намного лучше, чем я ожидала.
Воображение — единственное оружие в борьбе с реальностью. Только с помощью такого орудия можно победить серые и скучные трудовые будни.